Написать письмо
Смысл бытия
(Скачать)
Предисловие
Понятие о Боге
Дух
Свойство духа
Качества Бога
Бог единый
Бог и Слово Божие
Творение неба
Падение духов
Сотворение мира и человека
Искушение и грехопадение человека
Бытие

Два зверя и образ
(Скачать)

Семь печатей
(Скачать)

Семь труб
(Скачать)
Предисловие
Первая труба
Вторая труба
Третья труба
Четвертая труба
Пятая труба
Первое воскресение и Израиль
За день - год
Шестая труба
Седьмая труба

Семь церквей
(Скачать)
Предисловие
Ефесская
Смирнская
Пергамская
Фиатирская
Сардийская
Филадельфийская
Лаодикийская

Фиатирская церковь

Далее в Откровении Иоанна Господь обращается с Посланием к ангелу Фиатирской церкви. “И ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи - как пламень огненный, и ноги подобны халколивану. Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.” (Откр. 2, 18-19).

Когда существовала эта Фиатирская церковь? Прежде мы говорили о Пергамской церкви, которая существовала от 316 года и примерно до 1500 года. А когда жила Фиатирская церковь? Надо сказать, что эти две церкви, Пергамская и Фиатирская, существовали одновременно. Как это выглядело в истории? Христианство разделилось на две части, римская - католическая и восточная - греческая; и существовали эти церкви независимо друг от друга. Так вот, если говорим об истинной церкви Христа со времени от 316 года до 1500 г., то в это время жила церковь Пергамская и в то же время и Фиатирская. Фиатирская церковь - это не восточная греческая православная, а истинная церковь Христа, которая жила в среде восточного православия. Ведь и Пергамская церковь это не есть господствующая католическая церковь. Это истинные христиане, верные апостольским постановлениям, которые в небольшом количестве сохранялись в среде как Римской, так и Греческой официальных церквах. В этом месте Откровения содержатся только Послания к истинным церквам Христовым. Итак, читаем Послание к Фиатирской церкви. откр. 2, 18-19.

Последние дела христиан Фиатирской церкви были больше первых. Господь похвалил их служение, веру и терпение, и признал высокое духовное достоинство последних дел.

“Но имею немного против тебя потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов моих, любодействовать и есть идоложертвенное.” Обращает на себя внимание повторение этого упрека как к Пергамской церкви, так и к Фиатирской. Там упоминался неверный пророк Валаам, а здесь нечестивая пророчица Иезавель, которая вводит в заблуждение рабов Христовых. И заблуждение то одно и то же: любодействие и идолопоклонство. И прежде всего верным рабам Христовым ставится в упрек, что они попустили жене, назвавшей себя пророчицею, учить церковь, и не противостали такому нечестию.

В восточной части Римской империи, в Константинополе, в 712 году на императорский престол взошла императрица Ирина, которая в церковном споре о допустимости поклонения иконам прославленных святых решительно поддержала иконопочитание, и на этом положила конец длительного спора по этому вопросу. Верные ученики Христовы отчасти приняли учение, которое утверждено было в официальной Греческой церкви при этой императрице. Не пободрствовали истинные поклонники Иисуса Христа и приняли эти нововведения, а Господь за это порицает их. Можно думать, что в этом историческом эпизоде очень ярко выразилось духовное любодеяние в церкви, в которое были вовлечены также и часть искренних учеников Христа. “Есть идоложертвенное” и в этой церкви объясняется так же, как и в Пергамской. Это - извращение смысла Вечери Господней, когда вместо служения Первосвященника Нового Завета Иисуса Христа, Который Духом Своим присутствует в священнике, свершающем Вечерю, - стали совершать литургию по православному ритуалу. Этот ритуал основывался на появившемся учении, что, когда священник читает особую молитву, хлеб и вино, при сохранении внешней видимости, изменяются в своей сущности, превращаясь в истинное тело и кровь Иисуса. В литургии главным объектом поклонения становится хлеб и чаша, которые якобы становятся телом и кровью Иисуса Христа, отдавшего Себя в жертву.

Так вот, текст Послания ангелу Фиатирской церкви осуждает эту официальную Восточную церковь точно так же, как была осуждена и церковь папы Римского. Те же, которые противились официальной церкви, - не стали вместе с нею любодействовать и есть идоложертвенное. В то время они ушли из общества в пустыни, в безлюдные места, удалились от всего мирского и начали монашескую жизнь; потому что официальная церковь пошла на согласие с миром, подчинилась повелениям императора и знати. Церковь стала обмирщаться, служить миру. Итак, в одно и то же время католичество усиливало свое влияние в мире, а православие стало служить миру. Но как среди тех, так и среди других были небольшие группы людей, искренно любящих Господа и верных Ему. К ним то и обращается Господь своими Посланиями. Он дальше говорит об Иезавели: “Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.” Значит, у этой пророчицы были уже неприятности, но они не вразумили ее. Что же это за неприятности, которые имела императрица?

На Византийскую империю стали наступать полчища арабов-мусульман и занимать земли на восточных окраинах государства. Так вот, Господь говорит, что эти полчища подступали к императорскому престолу для вразумления и приведения к покаянию, но императрица не покаялась. И далее написано: “Вот, Я повергаю ее на одр, и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покается в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есть испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.” Это есть пророчество о завоевании Византийской империи и города Константинополя мусульманами. С тех пор и поныне он остается во власти мусульман. Это - город Стамбул, столица современной Турции. После завоевания города христианство в нем было подавлено и уничтожено. Иезавель не покаялась...

А этим ученикам, которых Господь признает своими, Он говорит: приду и воздам каждому по делам вашим. Те, которые были увлечены Иезавелью, будут осуждены; а те, которые устояли в истине, - будут помилованы. О них Господь высказал очень хорошие отзывы: “Вам же и прочим находящимся в Фиатире” - что здесь имеется в виду? Вам - общине, жившей в это время; и прочим, - то есть в последующие годы, тем, которые будут жить по образу и примеру отшельников, монашествующих в Фиатире; - “которые не держат сего учения” - то есть учения Иезавели - “и которые не знают так называемых глубин сатанинских" - Об этом надо сказать особо. Греческая официальная церковь в то время склонилась к старинной, древней греческой, языческой философии. Православные служители и богословы вспомнили труды Платона, который жил в третьем веке до Христа, и его философию соединили с учением Христа. Получилась очень сложная философская теория, и ее-то приняла и проповедовала официальная церковь в Константинополе и в Византии. И до настоящего времени этого учения придерживаются большинство традиционных церквей в мире.

Так вот эти мудрости, которые сложились при смешении учения Христа с философскими учениями язычников, и названы “глубинами сатанинскими”. Господь говорит: “Вам ... которые не знают так называемых глубин сатанинских” - (не приняли этих богословских теорий отпадшей, слившейся с миром церкви) - “сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду.” Вот какого доброго отзыва удостоились те, которые в свое время ушли из мира в отшелье, чтобы не покориться мирской власти, которая желает распоряжаться учением и судьбою церкви.

Фиатира получила хороший отзыв, но она еще не достигла конца. “Только то, что имеете, держите, пока приду.” Значит, им предстоит еще ждать. “Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; И дам ему звезду утреннюю.” Слова “власть над язычниками” указывают на то последнее время перед пришествием Господа, когда посрамятся силы века сего, и Церковь восторжествует над ними грозными действиями Духа Святого. “И дам ему звезду утреннюю” – об этом говорится также и в других местах Откровения, что это - Христос Сам. Господь обещает победившим ученикам из Фиатиры, что они будут иметь постоянное близкое духовное общение со Христом. “Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.”

Вот мы рассмотрели Послания к четырем церквам; первые две из них по времени следуют одна за другой, а другие две живут в одно и то же время.

Георгий Дорогуш