Четвертая труба
Четвертая труба указывает на распространение учения о Триединстве, которое возникло под давлением светской императорской власти и впитало в себя понятия языческих религий, в первую очередь митраизма. Учение о Триединстве стало главным признаком сформировавшейся католической церкви. Эту опасность апостольская церковь Христа не смогла отразить явно, и поэтому ушла в глубокое уединение в пустыне, где пребывала долгие столетия.
ТРИЕДИНСТВО
Учение Ария не было побеждено в буквальном смысле. Оно было отвержено на Никейском соборе, но распространялось дальше, вплоть до шестого века. Что могла церковь противопоставить этому учению? Заметьте, еще и Иоанн в своем послании сказал, что не всякому духу нужно верить, нужно различать духов, от Бога ли они. Дух от Бога исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, а дух не от Бога не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Это - дух антихриста. Тогда была попытка установить какие-то общие правила. Не для того, чтобы бороться против распространяющегося учения, а для того, чтобы члены церкви имели какое-то положение, какие-то записанные признаки, как различить, кто яывляется еретиком, а кто - нет. В то время церкви жили самостоятельно, и к ним приходили всякие проповедники и учители. Тогда между церквами еще не было какого-то объединения. В то же время в общинах возникали затруднения: кого почитать еретиком, не угодным церкви, чтобы отмежеваться от него. При таком затруднении церкви, отдельные епископы церквей стали совещаться между собой и объединяться, чтобы независимо от конкретного конфликта иметь свод справок, по каким признакам учение считается ересью. Один из таких признаков дал Иоанн: Кто не исповедает Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Так была выработана целая система признаков. И чтобы выработать их, епископы должны были добровольно собраться и составить совет, чтобы иметь не решение одной какой-либо церкви, но совместное решение многих церквей.
Таким образом сама жизнь подвела к необходимости объединения церквей. Епископы должны были объединиться в епископский совет. Тогда началось формирование всеобщей, вселенской церкви. Называлась она на Западе католической, то есть, всеобщей; а на Востоке это самое слово в греческом произношении звучало: кафолическая церковь. Но вскоре после этого времени на Востоке было введено в употребление название - православие. Нужно сказать, что сразу при распространении учения Ария восточные, греческие епископства и церкви в большинстве своем перешли на исповедание учения Ария. И в самой Александрии была очень тяжелая борьба Афанасия, главного оратора на Никейском соборе, который выступал против Ария. На него было такое гонение, что этот сторонник так называемого апостольского учения вынужден был бежать из Александрии; он убежал в Рим. Римский епископ принял его и всячески стал поддерживать правоверное учение Никейского собора. Хотя это учение было принято на Востоке, и борьба против Ария шла на Востоке, но тем не менее, было время, когда в 4 - 5 веке единственный защитник и носитель правоверного учения был не Восток, а Рим во главе с папой. Так сложилась жизнь, что большинство епископов на востоке, и Антиохийский, и Иерусалимский, и Константинопольский подверглись влиянию учения Ария. И лишь потом, когда было отражено германское нашествие на Западную империю и Рим; когда германскими племенами, исповедующими Арианство, был осажден сам Рим, - тогда произошел переворот: был отражен военный поход германцев, и их исподоволь стали перекрещивать в Никейскую веру. На двух третях Римской империи исповедовали арианство. Была угроза того, что в христианстве останется одно арианство.
А теперь нам приходится говорить еще о другом. Вы уже заметили, что необходимость борьбы с еретическими учениями побуждала независимых епископов отдельных церквей добровольно искать объединения. Сначала это был совет епископов. А затем последовало и подчинение какому-то главе, председателю этого совета. Постепенно начала возрастать роль римского епископа, как всегда сохранявшего верность Никейскому исповеданию и никогда не подвергавшегося соблазну перехода в арианство. Благодаря этому он имел моральное преимущество перед другими епископами, как хранитель веры. И это содействовало его возвеличению.
Во время после Никейского собора христианской церкви в сильное соперничество с нею вступила распространенная языческая религия - митраизм. Персия - восточная страна, народ которой, потомки Иафета, индо-европейской расы, составляют основное население страны Иран. У них были свои древние религии, которые в чем-то были родственны индийским. Было у них учение, которое сформулировал Заратуштра, или Зороастр. Учение назывыается зороастризм.
Мы, Апостольские христиане, исповедуем Единого Творца, Бога, который положил начало всему, и кроме Бога нет ничего. А в учении Зороастризма было понятие, что от начала, прежде всякой зависимости от времени существуют две стихии, два начала: добро и зло, свет и тьма, бог добра и бог зла, то есть, бог и антибог, и они оба предвечны, оба независимо изначальны, и никто не может другого истребить, но идет вечная борьба. Далее есть у них учение о боге света, боге добра, о Митре. Они говорят, что этот бог представляет собою как бы три личности: одна личность - творящее начало, вторая - сохраняющая, все что существует сохраняется в жизни, и третья - разрушающая. Они исходят из того, что если не будут отмирать прежде жившие существа, то нет места для новых. Поэтому развитие, прогресс неизменно требует, чтобы старое отмирало. Все три бога рассматриваются как добрые качества, а бог тьмы, который противостоит им, он противится всему, всякому новому рождению и умиранию, чтобы не было ничего. Это бог тьмы. Так вот три бога в учении древних персов послужили побуждением для введения почитания трех личностей божества в официальном христианстве Римской империи.
Есть еще другие особенности митраизма. У персов принято почитать небесные светила, солнце, луну и звезды; знать эти звезды и пути планет на небе; отсюда астрология и гадание по звездам, - это было свойственно древнему Востоку. Поклонение верховному богу Митре было особенно распространено среди благородного, аристократического военного командования. Это была религия офицеров, доблестных хранителей могущества персидского государства. Они исповедали бога Митру. Это, главным образом, бог Солнца, бог постоянства, верности, бог верной клятвы, воинской доблести. Так было первоначально.
В ходе многих войн, которые вели с персами сначала греки, а потом еще и римское войско, они познакомились с этим культом. Солдаты, которые ходили в походы в Персию, а тем более, которые попадали там в плен, привезли с собой это верование и становились сознательными почитателями религии воинской доблести. Так митраизм стал религией большинства солдат Римской империи. К тому времени это божество называлось Митра - бог Солнца. Учение о боге Солнце, о Митре, было принесено солдатами и было распространено в римской армии. Это был солдатский бог и солдатская религия.
Если какие-нибудь слои населения не соглашались между собой в исповедании языческих религий, это неприятно для власти, но еще не большая тревога. Но если император исповедует христианство, а его воинство остается митраистами, то это уже опасность для государства; долго так продолжаться не может.
Ко времени Никейского собора, в третьем веке, многие языческие религии пришли в упадок, но эта религия, которая была почитаема солдатами, была сильным соперником христианства, и она причиняла императору особенно большое беспокойство. Единодушие в армии было для него очень важно, а тем временем между христианами и митраистами сохранялась рознь. Митраисты почитали троичного бога, поклонялись солнцу - Митре, которому посвящали первый день недели, а также луне, планетам; а у христиан этого не было. Поэтому для митраистов было неприемлемым почитание Единого Бога и дня субботнего, которое с апостольских времен было принято у христиан.
У императора Константина Великого появилась нужда, привести всех к единому исповеданию. Константин обратился к иерархам христианской церкви, которая к тому времени была привилегированной и свободной, с просьбой, объединить религии, чтобы в империи была одна религия, одно служение и одно поклонение. Христианству было поставлено на вид, что Константин Великий фактически поддержал их от самого начала; избавил от гонений, предоставил льготы, сделал христианство государственной религией. А теперь христианство, в свою очередь, должно помочь государству каким-то образом изгладить разницу между поклонением богу Митре и христианским вероучением. Конечно, христианские иерархи пошли навстречу желанию императора. Они стали внимательно присматриваться к культу Митры. Отучить солдат от их верований и обычаев - трудно. Надо было в эти формы религиозности, в эти обычаи вложить новое истолкование и содержание, которое было бы приемлемо и для христиан.
Вот и началось приспособление. Прежде всего, если бог Митра это бог Солнца, то нужно воздать уважение и дню, посвященному богу Солнца, по-нашему этот день воскресенье. Христианскими учителями была придумана такая теория: поскольку Иисус Христос является Солнцем истины, то вполне естественно Ему подобает поклонение в день Солнца. И сама история показывает, что в первый день недели Христос воскрес - в этом уже проявляется какая-то связь с первым днем недели. День Пятидесятницы тоже был первым днем недели. Поэтому в честь Иисуса Христа воскресшего, как Солнцу истины, естественно воздать поклонение в первый день недели. И император с согласия церкви издает указ о том, что во всей империи надлежит чтить великий и славный день бога Солнца, первый день недели, и в этот день никаких работ не делать. Церковь, со своей стороны, вводит особое правило. Если до этого времени в христианских собраниях было принято в день субботний, как праздничный, не совершать молитв с коленопреклонением (в то время преклонение колен означало сознание своей вины, уничиженное положение, крайнее смирение перед Богом). Одновременно с указом императора церковные власти издали свое распоряжение: поскольку в честь бога Солнца, который есть Христос, посвящен первый день недели, то этот день тоже надлежит праздновать без коленопреклоненных молитв.
Итак, в христианской церкви ввели правило, почитать днем богослужения воскресенье, вместо субботнего дня, который считался днем богослужения по традиции со времени апостольского, со времени ВЗ, и никогда прежде не подвергался сомнению или оспариванию.
И далее, бог Солнца - это Митра. У его поклонников митраистов было принято символизировать Митру в виде золотого блестящего диска. И служителей этого бога, посвященных Митре, отмечали тем, что над головой всякого святого, по понятиям митраистов, изображали, как нимб, золотой диск. Если служители бога Митры носили такие отличительные знаки, то стали это отличие вводить и в христианское богослужение. Христиане стали изображать своих святых с золотым нимбом над головой, что означало ничто иное, как уступку митраистам, будто это люди святые, то есть, посвященные богу Митре, чтобы сторонники Митры почитали их как своих. Поэтому православная церковь на изображениях своих святых нарисовала золотые нимбы над их головами.
Также во время некоторых католических церемоний и шествий можно видеть идущих не только с крестами и хоругвиями (это иконы на шестах, которые носят как знамена), но и с позолоченными или посеребренными дисками, закрепленными на шестах. Их несут в этих шествиях рядом с крестами и иконами. На вопрос, что означает этот золотой диск, они отвечают, что это святое святых. И больше ничего не говорят об этом. Но ведь это изображение бога Митры, бога Солнца. Вот самый откровенный языческий символ, который сохраняется в христианстве и поныне. Можно упомянуть также, что православные священники во время богослужения надевают шарообразные золоченые головные уборы, которые так и называются: митра. Этот шар на голове священника - изображение бога Солнца. И еще многое другое введено в христианство из язычества. Возьмем хотя бы почитание небесных светил, которое было свойственно для митраистов, и сохранилось до нашего времени в названиях семи дней недели. Всем дням недели, которые в иудейском календаре не имели своих названий, но различались по счету: первый, второй, третий день недели, и только седьмой день имел название - суббота; христианские иерархи дали названия в соответствии с именами планет, как это было принято у поклонников Митры. Теперь они назывались: день Солнца, день Луны, день Меркурия, день Марса, день Юпитера, день Венеры, и седьмой день - день Сатурна. Поэтому говорят, что Сатурн это звезда, покровительствующая иудеям. Эти названия доныне сохраняются в латинском языке, официальном языке Римской католической церкви, а также и в других европейских языках. Все они посвящены, как день почитания, каждый своей планете. Католическая церковь официально на латинском языке и сейчас сохраняет эти названия. Все это берет начало от митраизма. Эти уступки сознательно сделаны иерархами церкви с целью изгладить различие между митраизмом и христианством. Как видите, не так уж мало от языческого верования митраистов унаследовало христианство.
Христиане унаследовали Троицу, почитание планет, изображения нимбов как символов Митры и многое другое. Так официальная церковь, собственно, наполовину привержена языческому культу, смешанному с извращенным христианством. А началось это извращение с празднования воскресенья вместо субботы. Что осталось в наше время от апостольского учения? Уже больше нет разговора о едином Боге Отце и посланном от Него Иисусе Христе.
Важно еще вот что. В то время, когда митраизм был религией воинов, он отличался мистериями. Мистерия это собрание тайного закрытого общества, где не могли присутствовать непосвященные. Митраисты проводили свои мистерии еще в ранннее время. Мистерии с их таинственными ритуалами и обрядами были особенностью богослужений воинов-митраистов. Однако устраивать тайные собрания было свойственно не только последователям Митры. Многим языческим религиям того времени, а также и иудейству ВЗ были свойствены мистерии. И наша христианская Вечеря, которую провел Иисус Христос накануне Своих страданий, была проведена как мистерия. На нее собрались только двенадцать апостолов, только круг посвященных, и она была впервые совершена как Вечеря НЗ, и Господь открылся на ней как Первосвященник. Так что, если хотите, апостольское христианство имело свои мистерии, которые мы сохраняем поныне. Тем более, что во время гонений христиане вынуждены были опасаться посторонних людей, которые могли приходить как соглядатаи, как сыщики и доносчики, чтобы выведать где собираются христиане. Поэтому туда впускали только знакомых. Эту традицию христианского обычая сохраняем и мы, несмотря на то, что она подобна мистерии митраистов. У нас принято говорить, что, когда мы приходим на Вечерю Господню, кроме своих членов нам не желательно иметь никого. Когда мы разговариваем между собою и просим друг у друга прощение за наши неправды и согрешения, и когда мы исповедуем свои грехи, то присутствовать посторонним просто незачем. А потом, тайное служение Господа Иисуса Христа, как Первосвященника, - это, действительно, тайна для всех. Если кто-нибудь из посторонних услышит, что вы видели Первосвященника Иисуса Христа, совершавшего Вечерю, то вас посчитают человеком не вполне нормального мышления. По мнению посторонних, это какая-то фантазия, какая-то одержимость. Но ведь мы так понимаем, мы должны об этом говорить. Тут много того, что нужно объяснить здравому смыслу, и тогда ничего невероятного в этом нет. Но тем не менее, подобные мистерии, таинства, были свойствены также и митраистам.
Когда иерархи христианской церкви прилагали усилия, чтобы выполнить желание императора по объединению христианства и поклонников Митры, они стали усиленно разрабатывать и вводить учение о троичности Бога. Это уже проявилось на Никейском соборе, где в символе веры упомянуты три имени Бога, однако еще недостаточно ясно утверждается их единосущие. Это учение о Троице было разработано в последующие годы. Учение о Духе Святом, как о Личности Божества, единосущной Богу Отцу, было сформулировано где-то в 380-е годы. А до этого времени Дух Святой рассматривали как проявление, действие, силу Бога, но не называли третьей личностью Бога. Даже на Никейском соборе еще не было точно подчеркнуто, что и Дух Святой единосущен Богу Отцу.
Вопрос о троичности Бога приобрел такую остроту, потому что последователи Митры исповедали своего бога в трех лицах, и это верование стало условием их слияния с христианством. Это слияние состоялось. И до настоящего времени официальное христианство исповедует религию, возникшую от слияния апостольского учения с религией митраизма.
Провозглашение единого живого Бога Триединством, Тройцею, было полнейшим отступлением от учения Библии; оно было ересью, чуждой учению Христа и понятиям апостольской церкви. После этого говорить об апостольской церкви стало совершенно невозможно. Как учителя церкви посмели допустить такое отступление от первоначального учения Христа? Это произошло довольно просто. Господь сказал, что Дух Утешитель, который придет к вам, Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Этим подразумевается, что в дальнейшем будет осознано и осуществлено в Церкви все, что вначале ей было передано в зачатке Самим Господом. А неверные ученики ссылались на эти слова: Ведь сам Христос сказал, что после Его отшествия Сам Дух будет учить нас тому, чему не учил нас Христос во время земного служения. И таким путем они ввели в Церковь новые, совершенно чуждые ей понятия, говоря, что Церковь Христова - это живой организм, который растет как растение из семечка. Семечко не имеет в себе ни листьев, ни ствола, ни побегов, но оно все заложено в нем, скрыто; и когда растение развивается, все его части появляются. Так и религия христианства: многое, скрытое в ней должно открыться. Пользуясь этим толкованием, обмирщенная церковь ввела многое: и Троицу, и воскресенье вместо субботы, и предания вместо Писания, и поклонение святым, и молитвы святым как заступникам, и поклонение мощам и реликвиям, и многое другое.
Апостольская церковь это та, которая не согласилась с официальной церковью и не приняла решения Никейского, и последовавших за ним соборов. Они отвергли тех священников, которые совершали по воскресеньям богослужения и освящали народ во имя Отца и Сына и Святого Духа. Многие из истинных учеников Христа оставили пышные собрания обмирщенной церкви и ушли в пустыни. Эти люди были так преданы Богу, что сказали: лучше мы не будем иметь своего священнодействия, но не станем свою совесть и дух марать ложным учением. Этот протест против отступления от истины во время четвертой трубы положил начало отшельничеству.
Здесь подчеркивается опасность, которая заключается в учении о Троице. Это учение не было свободно принято церковью. Это было выполнением политической воли, подчинением церкви императорской власти; в сущности подчинением язычеству. С тех пор церковь больше не существовала как церковь Христа, но как мирская, отпадшая, синкретическая; далее она пошла своим путем.
Триединство стало величайшим горем, возвещенным трубою четвертого ангела. Если первые три горя церковь смогла еще преодолеть или отмежеваться от них, то эта ересь Триединства овладела всей обрядовой церковью и привела ее к отпадению от Единого живого Бога.
Все выше сказанное пророчески отображается в Откр. гл. 8 в следующих образах: Ст. 12: Четвертый ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца, и третья часть луны, и третья часть звезд, так что затмилася третья часть их, и третья часть дня не светла была, так как и ночи.
Сейчас говорят о триедином Боге: Бог Отец - одно лицо; Сын - второе лицо, и Дух Святой - третье; и они все равны. Это учение совсем по-персидски. Вот это бедствие четвертой трубы распространилось, и сделало понимание Бога - Отца затрудненным, как сказано, что свет солнца померк на одну треть. У христиан уже нет ясного представления о Боге; и нет ясного представления о Сыне. Исказилось само духовное понимание о Боге, - вот что произошло. Мы прочитали, что в христианской церкви и днем стала такая же тьма, как ночью: третья часть дня в ней померкла; нет в ней истинного христианского учения.
А следующий, стих 13, говорит так: “И видел я и слышал одного ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех ангелов, которые будут трубить!” Итак, четыре ангела протрубили, и мы знаем, какие бедствия они возвестили. И они все, главным образом, выступали против учения. Они разрушили первоначальное апостольское учение, разрушили само представление о Боге, о духовных порядках и традициях. Теперь, после того как прозвучали эти четыре трубы, христианство больше не похоже на первоначальное учение Христа и апостолов. А что затем будет! Будет нечто еще худшее. Горе, горе тем, которые услышат еще эти три последних трубы. Как вы видите, эти трубы отстоят очень недалеко от нашего времени. Мы говорили, что арианство ушло в прошлое где-то около седьмого века; Европа при Карле Великом была сформирована как самостоятельная общность в семьсотых годах; и власть триединого учения католической церкви распространилась в средние века по всей Европе. Это как раз то время, которое мы узнали при рассмотрении четырех всадников первых четырех печатей. Так вот, всадник в черной одежде, с весами в руках, который открылся при третьей печати, ограничил доступ к Слову Божьему. Хиникс пшеницы за динарий, то есть, слово Евангелия за динарий, равный дневной плате поденщика. И три хиникса ячменя - учение апостолов - тоже за динарий. Тогда книга Священного Писания была запрещена, она могла быть только у служителя, и читать ее могли только собравшись группою, и служитель сразу будет давать толкование, одобряемое официальной церковью. Это было время духовной ночи. Это было то время, когда десять дев со светильниками, ожидавшие жениха, - которые означают десять церквей - все уснули духовно, и никто не думал об учении. В это время у многих масло кончилось и светильники погасли. Все эти образы говорят об одном. Наступила ночь. Если хотите, можно привести и другое пророчество. Это то время, когда ангел сильный взял сатану, сковал его цепями и бросил в бездну. Если до этого времени в христианском мире возникали многие ереси и различные учения, то утомленные руководители церкви посчитали за лучшее Священное Писание удалить от читающих, и не допускать никаких толкований и учений, слушать только католического учителя, как надо понимать священный текст. А если кто-нибудь из слушающих будет мудрствовать самостоятельно - того, как еретика, на костер. Так начали воевать против всяких соблазнов, ложных или истинных учений, которые возникали в то время. Это то время, когда истинная церковь находилась в пустыне.
В это время сатана был скован на тысячу лет. Победа папы римского и католической церкви над арианцами была совершена в 538 году. Прибавьте к этой дате тысячу лет, и получите время бурного распространения Реформации по Европе и крестьянской Тридцатилетней войны в Германии. Это движение впервые нанесло поражение власти и престижу католической церкви. Германские княжества освободились от подчиненного положения римскому папе, и сами стали избирать своих епископов и руководить церковью в своих княжествах. При этом, в протестантских княжествах всех священников лишили сана. Воспоминание страданий Христа в хлебопреломлении стал совершать брат, избранный из общины. Об исповедании грехов и их прощении больше не было речи. Согрешивший брат должен свои грехи исповедовать тайно наедине перед Христом, а не перед каким-либо служителем. Хорошо, если молящийся при таком исповедании почувствувет умиление, а то и этого не бывает. После этой молитвы можешь верить и утверждать, что Бог простил тебе твои грехи. В этом заключается глубокое отступление протестантов от первоначального учения апостолов. Это зло причинила христианству Реформация. Вот мы увидели, до какого состояния дошла церковь в результате горя первых четырех труб.
А еще предстоит три ужасных горя последующих труб. В дальнейших беседах будьте внимательны, чтобы уследить, чтобы уловить, в какое время живем мы. Неужели и эти три горя уже миновали? Видите, как много из сказанного в Откровении уже все прошло. Многие говорят: будет Тысячелетнее царство, а я такого царства не знаю. В моей книге не написано о тысячелетнем царстве. Итак, будем внимательны, в какое время мы живем.
|