Написать письмо
Смысл бытия
(Скачать)
Предисловие
Понятие о Боге
Дух
Свойство духа
Качества Бога
Бог единый
Бог и Слово Божие
Творение неба
Падение духов
Сотворение мира и человека
Искушение и грехопадение человека
Бытие

Два зверя и образ
(Скачать)

Семь печатей
(Скачать)

Семь труб
(Скачать)
Предисловие
Первая труба
Вторая труба
Третья труба
Четвертая труба
Пятая труба
Первое воскресение и Израиль
За день - год
Шестая труба
Седьмая труба

Семь церквей
(Скачать)
Предисловие
Ефесская
Смирнская
Пергамская
Фиатирская
Сардийская
Филадельфийская
Лаодикийская

Ефесская церковь

“Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от дерева жизни, которое посреди рая Божия.”

В начале этого послания к Ефесской церкви Господь Сам характеризует Себя такими словами: Он - Держащий семь звезд в деснице Своей. В первой главе Откровения было сказано, что звезды - это духи семи церквей. И само послание адресовано ангелу церкви. Оказывается, в каждой церкви есть свой ангел. Кто он? Вообще, ангел есть дух служащий. Является ли ангел церкви бесплотным духом? Несомненно, но он осуществляет свое служение, направляя деятельность людей, стоящих во главе церкви: пресвитеров, епископов, апостолов. Господь обращается не лично к одному человеку, а ко всякому тому, кто исполняет служение главы церкви, руководителя церкви. Это тот самый, кого Господь назвал придверником при овчем дворе (Ин. 10, 3).

Господь обращается к такому служителю Ефесской церкви. Он держит семь звезд в руке; это значит, что Господь властен над семью духами всех церквей. И Он ходит посреди семи золотых светильников. Не один только светильник у Христа; перед Христом находится не одно только место, где поклоняются Господу Богу. У Христа есть семь церквей, которые живут в разных условиях: они находятся в разных городах, живут в различное время. Господь этими словами показывает, что не одна только Ефесская церковь составляет Царство Небесное; их семь, и они различаются между собой.

Теперь нужно уточнить, какими качествами отличается эта Ефесская церковь, в какое время и в какой местности пребывает та церковь, на которую указывает этот пророческий образ. Господь говорит: “знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое”. Значит, дела этой общины были хороши, труд ее был виден, и было испытано терпение. “И то, что ты не можешь сносить развратных...”. О каких развратных идет речь, и вообще, о каком разврате здесь говорится? На этом вопросе остановимся немного дальше. “И испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы”. Это слово дает нам возможность рассуждать более конкретно. Сейчас нам известно, что определенных братьев-служителей в церкви называли апостолами только в древнее время. А в последующие века слово ‘апостол’ перестали употреблять для обозначения сана высших служителей церкви. Так если в Ефесской церкви знали служителей, которые назывались апостолами, и могли их испытать, следовательно, Ефесская церковь существовала тогда, когда служение апостолов было обычным среди христиан. Отсюда можно видеть, что Ефесская церковь - это ранняя церковь, первая церковь в истории христианства. Также и апостол Павел говорит, что в то время приходили и лжеапостолы. Тогда было, кого остерегаться и кого испытывать. В то время в общины приходили некоторые люди как вестники учения Христова; но они одновременно с учением приносили христианам также и повеление соблюдать закон Моисеев. Хотя многие христиане были из язычников, эти вестники настаивали, чтобы и они совершали обрезание, различали чистую и нечистую пищу, наблюдали омовения и прочие обряды левитского служения Ветхого Завета. Так что ранняя Ефесская церковь испытала таких лжеапостолов и отвергла их ложь. Одна из главных особенностей Ефесской церкви есть то, что она освободилась от влияния обрядовых постановлений правоверного храмового иудаизма, таких как обрезание, омовения, категорический запрет употребления ритуально нечистой пищи, формальное ригористическое соблюдение субботы. Свидетельством тому служит постановление собора апостолов в Иерусалиме (Деян. 15). В этом достижении христианства велика заслуга апостола Павла, который, сам будучи иудей, смог преодолеть в себе тяготение к родственной среде, решительно освободил молодые христианские общины от подчинения плотским обрядовым постановлениям иудейской религии. Павел впервые выразил нечто еще более важное: он показал, что от начала Нового Завета принципиально устранено различие между иудеями и прочими народами; ныне все являются детьми Авраама по вере и новыми созданиями во Христе Иисусе. “Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.” (Гал. 3, 26-29) “Ибо Писание говорит: «всякий верующий в Него не постыдится». Здесь нет различия между Иудеем и Эллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его.” (Рим. 10, 11-12).

К великой скорби, и в наши дни, после многих столетий, это поучение апостола Павла осталось отвергнутым как христианами, так и иудеями. Как те, так и другие видят якобы преимущества у иудеев и особый путь их спасения вне церкви Иисуса Христа. И лишь очень немногие ученики Христовы признают, что все мы - избранный народ Божий, и о нас сказал Господь: “И будет одно стадо и один Пастырь.” (Ин. 10, 16) Все мы сейчас - иудеи по духу и призваны к одному и тому же духовному совершенству: “Ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога” (Рим. 2, 28-29).

Благодаря освобождению христианских общин от плотской обрядности, на первое место вышли духовные предписания учения Иисуса Христа; ученики Христовы принимали их с радостью и в свободе духа.

“Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени моего трудился и не изнемогал.” Служение этой церкви было нелегким, она была окружена враждою, переносила испытания. Христиане в общинах были прилежными, усердными, ревностными. Сразу же после дня Пятидесятницы в церковь тысячами приходили новообращенные, и члены церкви оказывали им внимание и заботу, наставляли их и помогали избавиться от влияния мира, проявляли духовное, а подчас и материальное попечение.

“Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.” Как понимать первую любовь, в недостатке которой Христос упрекает Ефесскую церковь? Иногда приходится слышать, что эти слова относят к сугубо личному, внутреннему, сердечному отношению христианина к Господу. Многие понимают так: при уверовании человек, обратившись к Господу, пылает новыми чувствами, новыми мыслями и горит стремлением преданно, беззаветно, полностью всеми силами служить Богу. Это естественно и люди называют это первой любовью. Многие толкуют об ослаблении первой любви к Господу у христиан, учеников Христовых, через некоторое время после их обращения к Господу.

Такой ли смысл имеет это пророчество? Я думаю, нет. Здесь речь идет о первой любви, которую утратила сама община. Когда первые ученики ходили по стране со Христом, они слышали Его учение, которое Господь возвещал, обращаясь ко всем. Они слышали о том, как любить ближнего, о том, что Господь есть Ходатай, что Он изглаживает грехи. Припоминая учение Господа о прощении грехов, позже апостол Иоанн пишет (1 Ин. 1-2): “Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.” В этих словах апостол Иоанн кратко напоминает главное значение учения Христа. Оно возвещает грешному человеку, который не имеет в себе силы освободиться от греха и найти примирение с Отцом Небесным, что у него есть Ходатай. Спасительное ходатайство Христа обещано не только тому, кто, оставляя порочный мир неверия, впервые обращается к живому милосердному Богу. Также и прежде уверовавшему христианину оставляется надежда на милосердное ходатайство Господа Христа в случае его согрешения, но только при условии последующего искреннего покаяния. Апостол Иоанн своим обращением: “дети мои” показывает, что его речь направлена к христианам. И по отношению к ним апостол не исключает случай согрешения; поэтому Иоанн напоминает о надежде спасения также и для согрешивших христиан, которую еще предоставляет им Господь. Ибо Господь Иисус Христос, который ходатайствует об умилостивлении грехов всего мира, не хочет оставить без милости и того, кто однажды уверовав, потом не устоял в праведности и снова оказался в плену греха. В этом проявляется совершенная любовь к нуждающемуся во спасении. Об этом слышали все ученики, которые сопровождали Господа в Его земном служении.

В первое время бурного роста церкви в нее хлынул большой поток людей. От одной проповеди апостола Петра уверовало три тысячи, от другой - пять тысяч. В этих условиях члены церкви были заняты большой заботой, трудились и не изнемогали для того, чтобы принять обращающихся ко Христу, оказать внимание и поддержку получившим водное крещение, позаботиться об их жилье, пропитании, устройстве, научении и включении в труд церкви.

Однако желавшим принять крещение проповедники и служители объясняли, что им предоставляется единственная милосердная возможность избавиться от власти сатаны и от вины прежних грехов, через обращение ко Христу, чтобы дальше проводить святую жизнь. При этом они вполне осознанно учили, что после уверования больше не будет прощения грехов, не будет повторного покаяния. Они говорили: “помните вы, уверовавшие и принявшие крещение: один единственный раз Господь простил вам ваши грехи, теперь вы омыты. Но если после того, как вы дали обещание Богу служить Ему, вы сознательно согрешите, то вы умрете. Согрешившего Христос отвергнет в погибель.”

Сказано очень сурово, но именно так говорили многие проповедники в ранней церкви. А Господь и апостолы учили не так; они учили, что есть еще помилование, есть Ходатай за грехи уверовавших. Если бы это было не так, то какой смысл на Вечере Господней многократно возвещать, что Кровь Нового Завета пролита для оставления грехов, то есть, если бы это оставление грехов было даровано только один раз после крещения? Христос от начала говорил о прощении согрешений брату до семижды семидесяти раз, и Его ученики хорошо знали это. Но с течением времени эти слова ушли в тень, поблекли в их памяти. Учителям показалось не вполне уместным проявлять такое снисхождение к согрешающему, и они стали говорить несколько иначе. Этим они умалили милосердную любовь Христа, которую Он являл к детям Божьим, к Своим ученикам, ищущим прощения и примирения с Богом. Учителя стали более черствы, более жестоки к уверовавшим.

Такое изменение положения в церкви привело к некоторым последствиям. В церкви звучал призыв: “Обратитесь к Господу Христу и примите водное крещение.” Это значит, что приходящий обещал Богу быть Ему верным. А если он согрешит, то, как говорили, ему больше не будет помилования. Тогда каждый, кто хотел вступить в церковь, задумывался, как ему поступить. “Я люблю Господа, хочу видеть Его скорое второе пришествие, но принимать ли крещение сейчас? А если в жизни сложатся трудные обстоятельства, и я вдруг согрешу, то это будет потеря общения со Христом навсегда. Это будет погибель, я лишусь жизни вечной. Лучше я подожду, чтобы крещение принять как можно позже, ближе к моему отшествию.” И, оставаясь в общине Христовой на положении приближенных, братья доживали до преклонного возраста, а все еще не торопились принять крещение. Такие члены церкви активно участвовали в заботах, трудах, увещевали других, но сами крещеными не были. И некоторые из них ошибались: не успели креститься, как пришла смерть. Все члены церкви в глубокой печали; они знают, что если человек не принял водное крещение, нет для него никакой возможности войти в Царство Христа. Кто не родится свыше, не войдет в Его Царство; следовательно, погиб человек, и напрасно он трудился в общине. Это искреннее сожаление об участи брата в некоторых общинах привело к такой практике: умершего ложили на лавку посреди комнаты, как принято ложить тело покойника, а под лавку забирался один из братьев; священник брал за руку покойника и говорил: “Брат Иван, хочешь ли дать обещание Богу доброй совести?” А из-под лавки человек отвечает: “Да, хочу отдать себя на служение Богу.” Тогда выходит человек из-под лавки, его ведут к воде и над ним совершают крещение; но это не его водное крещение, а того, который уже умер. Таким образом они крестились для мертвых. В Послании апостола Павла есть упоминание о таком крещении. 1 Кор. 15, 29. Когда апостол хотел утвердить, что есть жизнь вечная, то он привел в пример братьев, которые по своей вере крестятся для умерших. Они верят, что умершему еще предстоит жизнь, он имеет будущее; и они заботятся, чтобы его будущее было в блаженстве со Христом. Желая помочь умершему брату достигнуть этого блаженства, совершают такое крещение не для себя, а за умершего. А сам то помогающий, может быть, и не крещен, он тоже опасается согрешить, ждет последнего дня для крещения.

Из-за желания сделать обращение от мира ко Христу, по человеческому пониманию, более действенным и осознанным, а последующую жизнь христианина предельно святой, учителя допустили усложнение в первоначальном учении Христа, и этим немало затруднили уверовавшим вход в церковь Христа и достижение спасения. Этим Ефесская церковь заслужила упрек Господа, что она оставила первую любовь свою. Это та первая любовь, которую имели ученики Христовы к братьям, к ближним, к членам общины в самом начале. А затем они проявили человеческую ревность по Церкви Христа и, чтобы более строго побуждать людей приносить покаяние, учили, что прощение дается уверовавшему раз в жизни. Такое изменение Господь поставил в упрек ангелу Ефесской церкви. Почему вы оставили первую любовь? Почему вы судите, что после уверования никакой грех больше не может быть изглажен Господом?

А с другой стороны, неужели человек, ходивший перед Христом всю свою жизнь, не удостаивается спасения, если умрет не приняв водного крещения? Крещение во имя Господа Иисуса Христа - это установление Самого Господа, прямо упомянутое апостолом Петром в день Пятидесятницы. Его надлежит исполнить всякому уверовавшему во Христа в начале христианской жизни. Но Господь силен и после крещения дать прощение грехов раскаявшемуся брату. Ведь Вечеря Господня была установлена Христом для обновления Завета с Богом после водного крещения. Из-за неправильного объяснения прощения грехов уверовавшим, действительно были нередкие случаи, что верующие умирали, не получив крещения. Неужели действие водного крещения само по себе имеет такую решающую силу, что без него нет спасения? Ведь Господь действительно желает спасти такого человека, и разве не в воле Божьей и жизнь, и смерть? Тогда никакой случай не может препятствовать крещению, если этот человек хочет получить от Господа спасение.

Но бывает и так, что человек уверовал, но не успел принять крещение, как началось гонение на церковь, и многие христиане вместе с этими оглашенными, с приближенными, как у нас говорят, подвергались гонению и действительно умирали мученической смертью. Так ведь это не потеря жизни вечной, но исполнение полного долга христианина. Такие мученики не успели совершить вступительную обрядовую часть, но они исповедали Христа жизнью, они сразу крестились огненным крещением и исполнили все служение; не нужно печалиться по этому поводу.

Вот что значат слова “ты оставил первую любовь твою.”

“Итак вспомни, откуда ты ниспал”. Учение Христа о милосердной помощи грешнику, ищущему спасение, первоначально было известно служителям и членам ранней церкви; об этом говорили апостолы. Но пастыри были сильно увлечены заботами о приходящих в церковь и об устройстве церковной жизни, и поэтому оставили без должного внимания прежде пришедших братьев и сестер в их тяжелой борьбе против последующих согрешений.

“Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.” Вот так говорит Христос. Что означает, сдвинуть светильник с места? Ну, если дом сдвинуть с места, что от дома останется? Он рухнет. Можно ли думать, что светильник тоже разрушится, если его сдвинуть с места? Можно ли так понимать, что церковь развалится и не будет существовать, если сдвинуть ее с места? Я думаю, в этом случае имелось в виду что-то иное.

На каком месте стоял светильник Ефесской церкви сначала? В то время, во времена апостолов христианскую церковь считали одной из еретических сект ветхозаветного иудейства. Это была непризнанная секта иудейского вероисповедания. А иудейская религия во времена Иисуса Христа в Палестине считалась официально дозволенной религией. (Мак.) Тогда Иудея была покорена Римом и была подвластна ему. Взаимоотношения между Иудеей и Римом были такими, что по Римским законам иудейство считалось дозволенной религией и могло существовать открыто. Поэтому римская власть, не разбираясь в подробностях, сколько и каких сект имеется в иудействе, считала также и христианские общины принадлежащими к иудейству; и поэтому они пользовались религиозными привилегиями, как и все иудеи. В первое время жизни Церкви Христа она была свободна от преследований со стороны римских властей.

Но затем иудеи, которые были враждебны к христианам, сообразили это и довели до сведения римских властей, что христианство - это не иудейская вера; что они имеют совершенно другое учение и не признают закон Моисея, а веруют в Иисуса Христа, который назвался Царем Единым, и поэтому они не признают власти императора Рима. По этому доносу римские власти начали придирчивое преследование христиан. Таким образом, пророческий образ “сдвинуть светильник с места” означает резкое изменение условий и положения, в которых жила ранняя церковь Христа.

“Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.”

О николаитах в Немецкой Энциклопедии Майера от 1906 года сказано, что слово ‘николаиты’, упоминаемое в Откровении Иоанна Богослова, есть название христиан из язычников в Пергаме, которые пренебрегали апостольским запрещением не только употреблять в пищу идоложертвенное и кровь, но также и запрещением блуда. В Большой Советской Энциклопедии издания 1955 года находим такое объяснение. Николаиты - это представители одной из сект раннего христианства в Малой Азии. Наименование получили, по-видимому, по имени одного из Иерусалимских диаконов, Николая Антиохийца. Церковные писатели - противники николаитов приписывали им, среди прочих обвинений, также проповеди общности жен.

В сочинениях Иринея, епископа Лионского (130 - 202) сохранилось упоминание о лжеучении николаитов. В его сочинении «Обличения и опровержения лжеименного знания» сказано: “Николаиты суть ученики Николая, одного из семи диаконов, поставленных апостолами. Они живут развратно. Свойства их вполне обозначены в Апокалипсисе Иоанна, где сказано, что они учат, будто ничего нет законопреступного в нецеломудрии и в ядении идоложертвенного. Поэтому сказано об них: “В тебе хорошо то, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу”.

На основании этих мест можно представить себе следующую картину. В древней Иерусалимской церкви люди, услышав проповедь Петра и других апостолов, тысячами обращались в христианство, приносили свои деньги от проданного имущества и отдавали в церковь. Тогда было все общее, и церковь жила в своей начальной чистоте. Для забот о бытовых нуждах членов церкви были избраны диаконы. Среди них был избран и Николай Антиохиец из язычников. На это служение избирали мужей “изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости”; можно думать, что и диакон Николай был ревностным, старательным и заботливым в материальном служении.

В эту пору жизни церкви все ценности были сосредоточены в руках материальных служителей, и это, вероятно, нравилось, соответствовало тщеславной натуре Николая Антиохийца. В церкви сложилось положение, когда обыденная жизнь членов церкви в большей мере зависела от деятельности диаконов, чем от духовного попечения пастырей и апостолов. Это хорошо осознал Николай и его сторонники, и они начали осуществлять свои понятия и решения не вполне согласуясь с мнением апостолов, а затем стали открыто проводить свои принципы жизни, далекие от учения Христа, которое возвещали апостолы. Тогда апостолы посчитали за лучшее, чтобы каждый имел в своем доме пропитание и все необходимое для жизни, и только по мере возможностей из своих сбережений выделял добровольные пожертвования для нужд церкви. Такое преобразование, введенное апостолами как благоразумное средство для сохранения духовной чистоты церкви, было не по душе Николаю Антиохийцу и его сторонникам, потому что при этом резко уменьшилась власть диакона в церкви. Диакон сознавал, что до этого времени, что бы ни говорили апостолы, материальное существование всех членов церкви фактически находилось в его власти. Может быть, Николай считал свою роль в церкви не ниже, если не выше апостольской. И он со своими сторонниками восстал против постановлений апостолов; в частности, против постановления, записанного в пятнадцатой главе Деяний апостолов: “Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали... Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы.” (Деян. 15, 23-29)

Сторонники Николая Антиохийца пренебрегли этим запретом, вынесенным на соборе апостолов, и Николай с группой единомышленников и зависящих от него людей отошли от Апостольской Церкви, вышли из повиновения высшим апостолам и образовали свою группу, в которой и дальше имели все общее и, вопреки постановлению апостолов, стали иметь и общих жен. Это действие было преподано как усердие, якобы, о высокой духовности церкви, вплоть до пренебрежения некоторыми плотскими правилами жизни. Такая ревность николаитов была не угодна Господу, о чем и свидетельствует Откровение.

Послание апостола Иуды также большей частью раскрывает заблуждения николаитов, хотя прямо это имя не упоминается там. В ст. 4 говорится, что они нашли повод, как благодать Бога использовать к распутству, и этим отвергаются Владыки Господа Иисуса Христа. Ст. 8 говорит о том, что они оскверняют плоть, отвергают начальства и высокие власти. Можно думать, они отвергают и злословят апостолов Иерусалимской церкви. По стиху 10, они злословят духовный труд и духовные откровения, которые имеют апостолы, сами не имея духовных откровений. А то, что им доступно - плотская жизнь - этим они и растлевают себя. О том, что они враждуют, препираются и упорствуют увещаниям апостолов, свидетельствует стих 11. Стих 16 очень точно характеризует их корыстолюбивые устремления. Николаиты, вероятно, были чуть ли не первыми из христиан, которые нарушили единство веры. Об этом говорит стих 19. Здесь сразу же говорится о том, что это - люди душевные, не имеющие духа. Но в послании Иуды если и имелись в виду николаиты, все же не названо их имя, так как кроме этого частного случая Послание имело целью увещание подвизаться за чистоту веры и учения Христова от всяких извращений (ст. 3). Послание имело большое значение для всех общин того времени, потому что их часто потрясали различные лжеучения.

Далее мы читаем изречение, которое часто встречается и в откровении, и в Евангелиях: “Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам ...” Это неоднократное повторение невольно привлекает к себе внимание, побуждает искать в выражении более глубокий смысл, который Господь хотел довести до сознания слушающих. В пророческой книге Господь говорит, что имеющий ухо пусть слышит. Что это значит? Не все имеют такие уши, которые способны услышать и понять духовные истины. Есть люди, которые духовное учение не могут услышать. Оказывается, уши для того, чтобы услышать духовное значение этих мыслей, есть не у всех. Такой вывод напрашивается при размышлении над этим изречением. Не всем дано слышать духовные истины, поэтому не всех призывает Господь слушать Его учение, а тех, которые способны услышать Его слова и понять их духовный смысл. А дальше Господь повторяет великое обещание блаженства сохранившим веру в земной жизни: “Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.” То есть, побеждающему в своей жизни силы зла, совершившему жизненный путь спасения, Господь предоставляет радость и блаженство пребывать в раю, вкушать плоды дерева жизни, - жизни вечной, - которое находится посреди рая Божьего.

Георгий Дорогуш