Третья труба.
Время идет дальше. Второй век подходит к концу. И среди гонений, периодически бывших, апостольскую церковь потрясают разные переживания. Едва справившись с крайним увлечением этими духовными понятиями гностиков, отделившись от них - кое-где их просто выгнали из церкви - появилось другое переживание. Это - арианство.
АРИАНСТВО
Труба первого ангела возвестила о первой опасности для церкви - это учение и практика николаитов. Николаиты очень много внимания уделили плоти и плотской жизни, и как плотское воздержание, так и плотскую распущенность сделали признаком христианской жизни. Эта опасность возникла во времена апостолов и им приходилось вести с ней борьбу. Труба второго ангела возвестила об опасности гностиков. Они совершенно отказывались признавать за Иисусом в Его земной жизни какую-либо телесную природу; они говорили - это видимость, это духовное видение, которое приняло образ человека, который, будучи ангелом, ходил среди людей. С этой ересью успел вступить в борьбу только наиболее долго живший из апостолов - Иоанн. А опасность третьей трубы - арианство - встретило Церковь в последующие века, начиная с третьего-четвертого века. Наиболее острое столкновение с этой ересью было в 325 году на Никейском соборе, и продолжалась борьба до 380 года. Один из священников, служителей церкви в Александрии, по имени Арий (260 - 336); был строгий аскет и очень умный человек, который вел успешную борьбу против гностиков.
После гностиков Арий занимает новую позицию. Арий принес в церковь новое толкование о том, что Иисус Христос в своем предсуществовании не был Сыном Божиим, рожденным от Бога, но был сотворенным высшим ангелом, через которого было сотворено все существующее. Он был создан, Он - высшее творение, верховный ангел, самый светлый ангел. Таким представлял Иисуса Христа Арий. Он соглашался, что все было сотворено через Иисуса Христа, но одновременно утверждал, что Иисус Христос был Сам сотворен Богом прежде всего прочего. Поэтому Иисус - не Бог, и даже не Сын Божий. Он был сотворен и духовно, и по плоти; Бог повелел, и Мария, мать Его, родила Иисуса без человеческого супружества. Он был исполнителем воли Божьей. Поэтому Он по своей сущности не был одно с Богом.
Так объяснял учение Арий. Он, в сущности выступил в защиту Единого Бога, каким понимали Его и древние евреи, не усматривая в Нем никакого подразделения на личности. Он выразительно развивал учение о Логосе. Логос - это Премудрость Божия, существовавшая как личность. Спор с его взглядами возник по проблеме божественности Христа. Иисус, по мнению Ария, только чуть больше чем всякий пророк, больше чем Моисей, или Мелхиседек. В земной жизни и служении Иисус был Помазанником, Мессией, Христом. Арий ссылается на некоторые места Священного Писания, которые истолковывает в понимании своего учения. В Евангелии от Иоанна 15 есть слова: “Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь.” Христос уподобляет Себя Лозе, а Отец Его как Виноградарь в саду. По мнению Ария: «Рассудите сами, разве можно сказать, что даже лучшая виноградная лоза по природе то же самое, что и виноградарь, ее возделывавший?» Такое учение искажает Евангелие и противоречит учению первых апостолов. Оно, отвергая Божественную сущность Спасителя, лишает основания учение об искуплении грехов и достижении жизни вечной.
В чем значение этого учения, что сказано о третьей трубе в Откровении? “Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.” (Откр. 8, 10-11).
Великая звезда здесь означает Ария. Во время Никейского собора он был уже в довольно пожилом возрасте. Предания о его богословских мыслях различны, точных сведений нет. Как понимать: до явления Христа во плоти человеческой был ли Христос Духом, равносущным Богу, или был только ангелом Божьим, или созданием Божьим. В этом был спор. Арий утверждал, что первое, что создал Единый Бог - это был именно Логос, Слово Божие, Дух Божий.
Мы широко пользуемся этим выражением - Слово Божие - в нашем Исповедании веры. В греческом языке в этом значении употреблялось слово ‘Логос’. Оно означало божественную Мудрость; это то самое, что в книгах ВЗ Соломон называл Премудростью. Таким образом, мы тоже пользуемся этим словом ‘Слово Божие’, но имеем в виду первоначальную субстанцию Бога. И вот об этом то: было ли Слово Божие Самим Богом, было ли Сыном Божиим по происхождению, или только по сотворению было верховным Исполнителем воли Бога Отца, - об этом был ожесточенный спор. Арий утверждал, что Христос, тот Дух, который стал воплощенным в Иисусе Христе, - был верховный, первый сотворенный ангел, полубог. Так и выражались во время спора: был ли Он равен Богу, или был только полубогом.
Такое понимание вызвало, в качестве ответной реакции, противоположное учение. В этом учении сделана попытка доказать, что Иисус по сущности своей, по духовной природе есть то же, что и Отец; что Он, как кровь от крови, имеет одну природу, одну духовную сущность с Отцом; что Он не чуждый Богу, а унаследовал все качества Бога.
На этой почве развернулась борьба. Найбольшего накала эта борьба с Арием достигла на первом вселенском Никейском соборе в 325 году. Председателем на этом соборе был император Константин Великий, хотя в то время он еще не был крещен. Мы уже прежде читали о том, что было время, когда ранние христиане имели страх принимать крещение, чтобы из-за последующих грехов, возможных после крещения, не лишиться вечной жизни. Поэтому-то, будучи императором языческого государства, Константин вел христианскую линию как политик. А себя через крещение связывать христианскими обязанностями он не торопился; он это откладывал на более позднее время. Он хотел иметь не связанные руки для свободного общения с сторонниками всяких языческих верований, а также и с христианством. Константин поддерживал христианство и председательствовал на Никейском соборе. Спор на соборе после многих высказываний сошелся на одном выражении. По-гречески это ‘гомоюзиой то патрой’, что значит ‘единосущный Отцу’. Если говорить о Христе: все что говорил Арий, собор принимает. Но при всем этом оппоненты Ария стремились сказать, что Сын Божий единосущен Отцу. Это значит: Он по сущности, по Божественной природе, то же, что и Отец. Как сын человеческий по плоти наследует качества организма отца, его привычки, манеру мышления, - почему и говорят, что сын похож на отца. Такое сходство не может быть случайностью. Нужно чтобы эти качества были унаследованы через рождение. Поэтому выражение ‘единосущный Отцу’ должно означать, что по сущности Дух, который пребывает в Иисусе Христе, Он есть Сын Божий, Божеская Премудрость, та самая София или Логос, рожденный от Отца. В этом собору нужно было убедить Ария. Сторонники Ария противились понятию единосущия Сына Божьего Отцу. Они не признавали, что у единого Бога может быть еще Сын Божий.
И только одно слово, по настоянию императора внесенное в текст символа веры, выработанного на соборе, а именно ‘единосущный Отцу’ решило исход спора на соборе в пользу противников Ария. Арий был отвергнут. После собора его лишили возможности служить в церкви, преследовали, отправили в ссылку. Но учение Ария к тому времени было уже довольно распространенным. А на том же Никейском соборе в противовес Арию получило подкрепление другое учение. Если Сын единосущный Отцу, а Бог Отец есть Бог в совершенстве, то и Сын - тоже Бог.
Император Константин Великий обратился к иерархам церкви с просьбою помочь ему преодолеть трудную преграду. Он предложил христианам привлечь в свою среду тех, которые называются поклонниками языческого бога Митры. Для этого православные богословы и иерархи ввели еще одно новое понятие. Дух Святой, который говорил через пророков, тоже признан единосущныим Богу Отцу. Это записано в том же самом Никейском символе. Но эта теория о единосущии Святого Духа получила распространение немного позже.
А учение Ария распространилось широко. Это учение увлекло многие церкви. Поэтому это учение приобрело такой прорческий признак. “Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда...” Сам по себе Арий, служитель и богослов, имел большое духовное значение. Его учение было очень мудрое, это была большая звезда духовная, горящая подобно светильнику. Он был одним из великих учителей церкви того времени, после трехсотого года. Он вышел со своим учением и стал широко известен, приобрел многих сторонников. И упал он «на третью часть рек.» Что такое река? Это вода текущая. А о текущей воде Господь одно время говорил: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей” “А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.” (Ин. 7, 37; 4, 14). Господь говорил об учении. Так вода - это пророческий образ учения. Если говорится о реках, то это значит, что все истчники учения в христианском мире были уподоблены рекам и источникам вод. Учение Ария сделало то, что оно упало именно на тех, кто проповедует, и они приняли это учение, и воды стали горькими. По этому учению Господь Иисус Христос был лишен признания Его божественного достоинства. По понятию Ария, Он только человек, только великиий ангел, но не подлинный Сын Божий в полноте Божеского достоинства.
“Имя сей звезде полынь, и третья часть вод сделалась полынью.” Третья часть всего учения христианского, распространенного в четвертом веке, оказалась непригодной для спасения. “И многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки”. Люди приняли учение и потеряли надежду на спасение. Если Логос не Божий Сын по божественной сущности, а только ангел, то невозможно надеяться через ангела получить спасение и жизнь вечную. Таким образом учению о спасении был нанесен сильный ущерб.
Хотя учение Ария было объявлено ересью и сам Арий был отлучен от церкви в Александрии, но его поддержали другие епископы в Малой Азии. Арианское учение широко распространилось среди язычников, германских племен, и стало грозной опасностью для церкви в последующие столетия, вплоть до 6 и 7 века. При этом учение Ария получило быстрое распространение среди многих народов. Германские племена, которые жили в то время в Европе, - они занимали в то время эту территорию, южную часть Украины, простирались дальше на запад, в Карпаты, в Альпы, в южную Францию, в северную Италию, Испанию. Нам известны имена многих германских племен: вестготы, вандалы, бургунды. севены, остготы, - так назывались эти племена. Их было примерно десять. Они приняли христианское учение в понимании Ария. Они все исповедали Единого Бога и великого ангела, который им покровительствует и им благодетельствует; это - Иисус Христос. У германских племен появился свой епископ из их племени, по имени Вульфила, который был очень образован в греческом языке, и даже взялся для этих германских племен перевести Евангелие на германский язык с греческого. Первые переводы на немецкий язык сделал епископ Вульфила. Поэтому можно довольно часто слышать, что германская нация раньше всех других народов имеет Священное Писание на родном языке. Еще в то время, когда все пользовались греческим текстом, у германских племен был свой перевод Писания.
В V-VI веках император Восточной Римской империи имел свою столицу в Константинополе, в результате чего западная часть империи сильно ослабела, - Рим был в упадке. Единственной высокой инстанцией в Риме был епископ Римской церкви. Вот и получилось, что пришли германцы и завоевали Италию и подчинили себе этого римского епископа. Арианские германские князья не причиняли ему насилия, но держали его как-бы в плену, поскольку они исповедали другое христианское вероучение. Так получилось, что германский король, по вере арианец, в то время имел власть в Риме. Такое положение продолжалось довольно долго; арианское учение существовало долго. В 537 году с помощью Константинополя, Восточной христианской церкви и Константинопольского ратриарха, византийские войска пришли и разгромили войска германцев, которые осаждали Рим. Город Рим был освобожден от осады. Восточная Константинопольская церковь пришла на помощь и предоставила свободу власти и действия церкви Римской. И тогда было побеждено арианство как религия германских племен. Их стали перекрещивать в католическую веру, и арианство стало исчезать. А в пятом веке около двух третей христианского мира было уже арианским. Так что католическая церковь не могла бы сохранить свое существование, если бы Константинополь силою оружия не подавил сопротивление арианских царей, господствовавших в Италии. Против арианства церковь смогла устоять только при помощи оружия. Но печально, что в то же время, когда определилась победа над арианством, тогда стала явной другая, противоположная арианству опасность.
Так церковь постигло это бедствие третьей трубы. Об этой опасности мы вспоминаем в связи с тем, что говорится в Откровении о третьей трубе. “Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.”
Небо это собрание святых, небо - это имеющие духовные откровения. Так звезда, которая сияет на небе, это та, которая служит во славе. А эта звезда, духовный учитель, светоч для народа, с неба упал. Он упал до распространения недостойного учения среди людей. Это звезда, горящая подобно светильнику. Пророческий образ ‘светильник’ означает церковь, общину. Этот учитель вызвал движение, подобное церкви. Реки и воды - это учение. Христос сказал Никодиму, что нам надлежит родиться от воды и духа. На празднике Он сказал: Кто жаждет, приходи ко Мне и пей, и Я дам вам воду живую. Так вот, реки, там где текут большие потоки воды, - это источники духовного учения. А в этом случае источники стали горькими из-за учения Ария. Имя звезде полынь, и третья часть вод стала полынью. И многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Здесь уже умирают люди, отравленные горьким учением; они теряют возможность получить жизнь вечную.
Некоторые факты взяты мной из книги История церкви автора Heussi. Это рассуждение о арианском учении напоминает нам, что некоторые проповедники сейчас, в наше время, проповедуют Единого Бога в противовес Триединству. Начало этому противостоянию было положено на Первом Никейском вселенском соборе. Там лично Арий противостоял Афанасию, представителю учения католической церкви, в их состязании на соборе.
И те, которые в русском народе сегодня восприняли Единого Бога, прочитали это в истории церкви и говорят, что все официальные церкви придерживаются Троицы, а вот единственники - это только те, которые возникли как движение из учения проповедника Уршана, приехавшего из Швеции. Он проповедовал пятидесятническое крещение Духом Святым и водное крещение во имя Господа Иисуса Христа как Единого Бога. Эти братья в наше время очень часто утверждают, что они продолжают придерживаться учения Ария. Но они плохо изучили Ария, они ошибаются. Нет ничего похвального в таком признании. Это означает, что они, так говорящие, не признают Иисуса Христа Сыном Божьим и остаются исповедовать Единого Живого Бога, как это делают иудеи. Они знают Божью справедливость, но не знают Божией милости, которая открывается в Иисусе Христе. Такие исповедники не могут назвать Бога Отцом, потому что они не знают Его Сына. В этом братья единственники заблуждаются, когда говорят, что они продолжатели учения Ария. Мы знаем как сказал Господь и все апостолы: мы исповедуем единого Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Сына Божьего. В нашем исповедании веры, которое вы все читали, там записано, что Бог, как солнце рождает свет, родил Единородного Сына, Слово Божие. Не сотворил, но родил единосущного Себе. Так что слово “единосущный” как ключ, который принял Никейский собор, сохраняется в нашем исповедании. Мы признаем единосущие Бога Отца и Сына, но мы ничего не говорим о Святом Духе. В этом у нас нет согласия с Никейским символом.
Таким образом, ересь Ария осознана и удалена как в древней церкви, так и в наше время. Мы не скажем, что мы единственники как арианцы. Мы не единственники; мы исповедуем Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Для убеждения откроем каждое послание, написанное апостолами. Сам Христос в первосвященнической молитве говорит такие слова: “Сия же есть жизнь вечная: да знают Тебя, Единого истинного Бога и посланного Тобой Иисуса Христа.” Ни капли не нарушая эту формулировку мы исповедуем Единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Такой урок мы извлекаем из опасности третьей трубы.
Опасности постигают церковь в истории, одна за другой. Гностики понимали Иисуса Христа как духа, не признавая в Нем человека; а учение Ария, признавая Его человеческую природу, не считает Его по духовной сущности единым с Богом. На Никейском соборе в 325 году главным вопросом было дать отпор учению Ария. На этом соборе выступал сам Арий, выступали и его противники. Наиболее видным оратором был диакон Афанасий из Александрии, а на самом соборе председательствовал император Константин, который к тому времени еще не принимал водного крещения как христианин, но, тем не менее, был большим покровителем христианства. На соборе шел очень оживленный диспут, правильно ли учение Ария; иногда спор достигал такого накала, что в ход пускали кулаки. И когда были исчерпаны все аргументы с обоих сторон, вмешался сам император и к варианту исповедания веры, приемлемого для арианцев, предложил ввести одно слово “единосущный”. Арий утверждал, что Логос, Слово Божие, было сотворено Богом, и поэтому не могло быть той же сущности, что и Бог. И вот это одно слово, предложенное императором, полностью отменяло положение Ария, что Слово Божие сотворено Богом. Если Оно единосущно, то Оно от Бога Бог. Учение Ария было решительно отвергнуто церковью, но просуществовало еще долгое время.
Император Константин Великий, созывая Никейский собор христианской церкви, имел своей целью все население Восточной Римской империи объединить в одной религии. Для этого в первую очередь нужно было устранить разногласие между учением Ария и “апостольской” церковью (так продолжала называть себя церковь, противостоящая арианцам). Но император имел в виду и другую, более далекую цель: объединение христианства и культа Митры в общую религию.
|